Есть такие фильмы, которые смотришь непонятно зачем. И пишешь о них тоже непонятно зачем.
“Мишень” я посмотрел по совсем уж странной причине. Я узнал, что его должны были обсуждать в одном киноклубе. Ведущий клуба попросили мою знакомую, психотерапевта, высказаться об этом фильме с профессиональной точки зрения. Я на заседании не был и что говорила моя знакомая, не слышал. Однако из нашего разговора запомнил, что она планировала перед выступлением “Мишень” пересмотреть. Я знаю, что знакомая – человек ответственный. А фильм, возможно, непрост: глубок и многозначен.
В ответственности моей знакомой я еще более убедился после того, как посмотрел “Мишень”.
Я был озадачен. Допустим, меня просят что-то сказать о “Мишени”. Как режиссера, журналиста, писателя, многодетного отца, любящего мужа и сына, верного друга, вообще, хорошего семьянина, славного парня, благодарного ученика и т.д. и т.п. Я не знаю, что сказать…
Я мог бы с ходу объявить публике, что фильм скучен. Но как же так… Ведь это то самое кино, которое получает хорошие рейтинги критиков и который собираются обсуждать в элитарном киноклубе! Это то самое кино, на которое уважаемый мной киновед Андрей Плахов пишет хорошую рецензию! Может ли оно быть неинтересным?
Потом я узнаю, что мнения на том заседании разделились. А когда мнения разделяюсь, это, как будто, признак хорошего кино?
Сценарист Владимир Сорокин победил Владимира Сорокина – писателя. Фекалий в фильме нет. Но писатель Владимир Сорокин, конечно, возьмет реванш. Своими сюжетами Сорокин искусно подает поводы для задумчивости. А ведь задумчивости повод не нужен. Вспоминаете ли вы, дорогие друзья, такие моменты жизни, когда вашим приятелям казалось, что вы погружены в размышления. А вы, между тем, наслаждались отсутствием мыслей. И потом какая-то – шмыг-шмыг – промелькнула, и вновь – блаженство.
Вот и история в фильме настолько бесстыдно ни о чем, что первое ощущение, что ты, как зритель, чего-то не понял. Хорошо. Не покопаться ли в смыслах? Попробуйте. Себя точно не потеряете.
Это фильм о пустоте, созданный методом пустоты.
Не знаю, умышленно ли, случайно.
Предсказуемое кино. Пейзажи роскошные. Актеры красавцы.
Если искать аналогии между фильмами и законами синтаксиса, то можно сказать вот что. Есть фильмы без подлежащего. Есть – без сказуемого. Есть без второстепенных членов предложения. Существуют и сложносочиненные фильмы. А есть такие фильмы, что только начинаешь их разбирать, как нападает такая стихийная безмятежность, что говоришь тогда самому себе, как гоголевский персонаж:
“… Э! ссс… вот тебе на…”
И – молчок.
К просмотру не рекомендую рекомендовать. А посмотреть – посмотрите.
***
Мишень,
арт-хаус, Россия, 2011
Режиссер – Александр Зельдович
Сценарий – Владимир Сорокин, Александр Зельдович
Оператор – Александр Ильховский
Композитор - Леонид Десятников
В главных ролях:
Максим Суханов – Виктор
Джастин Уоддел – Зоя
Данила Козловский – Митя
Даниэла Стоянович – Анна
Нина Лощинина – Тая
Виталий Кищенко – Николай